Обкатка нового оружия

Любое огнестрельное оружие – это механизм. Любая механика имеет сопрягаемые детали, трущиеся пары, зазоры. Обкатка нового оружия – такой же важный параграф эксплуатации, как и обкатка двигателя нового автомобиля. Редко какой огнестрел может похвастаться доскональной постобработкой деталей, без заусенцев и металлической стружки в полостях. 

Первым делом новое оружие необходимо расконсервировать. Удалить заводскую смазку, предохраняющую его контакта с атмосферной влагой и коррозии. Особенно тщательно стоит вычищать канал ствола: метаемое снаряжение, покидающее его на скоростях от 300 до 950 м/с, посторонние объекты внутри него не любит. И не так уж важно, что это: песчинка, ворсинка после чистки или сгусток масла. 

Полная разборка оружия в объёме чистки после большого настрела или погружения в воду сопровождается тщательной обработкой всех доступных для этого поверхностей. Стенки ствольной коробки, газового узла (если есть), канала ствола, крышек. Всё, до чего можно дотянуться руками или инструментом, должно быть отчищено от заводской смазки, в которой скорее чаще, чем реже, попадаются металлические стружки: тот ещё абразив. Тщательно вычищенное и собранное оружие покрывается тончайшим слоем масла (только в трущихся парах, но если наружное покрытие выполнено методом химического оксидирования или фосфатирования – то промасливается и металл снаружи). 

Теперь необходима обкатка. Безусловно, новое оружие должно – и будет – стрелять «из коробки», и ничто ему это не помешает. В теории. На практике же первые 100-400 выстрелов для любой системы являются притирочными. Прирабатываются сопрягаемые поверхности, заминаются или срезаются заусенцы, неровности обработки. Особо крупные огрехи производства не затрёт ни одна обкатка: только слесарная доработка. Но мелкие недоработки и дефекты как раз и уходят после этой нехитрой процедуры. 

Период обкатки может быть как затяжным (если оружие стреляет раз в неделю/месяц на охоте), так и скоротечным (если несколько сотен выстрелов произведено буквально за один раз). Результат один: механизм становится мягче, работа точнее, уходит излишнее сопротивление при движении подвижных частей. В ряде случаев обкатку можно ускорить, внеся ряд слесарных доработок (см. «После сборки обработать напильником»), но в подавляющем большинстве этого не требуется. Если же на новом оружии что-то не устраивает, всегда можно обратиться в магазин, где оно приобреталось, или в оружейную мастерскую для устранения досаждающих неисправностей. 

Чем-то отличается период обкатки от эксплуатации? Абсолютно ничем. Оружие, как правило, имеет тот же бой, ту же кучность или резкость, приблизительно ту же точность. Также требует ухода, защиты от влаги, чистки после стрельбы. Установленное на оружии оборудование также стоит защищать от ударов и лишних, не свойственных ему, нагрузок, как и обычно. 

Существует лагерь, чьи приверженцы считают, что оставшийся после завода металлический абразив в масле сам выполнит за них всю работу, и стреляют без расконсервации, полагая, что лишнее само сотрётся/выстрелится/испарится. Увы, но зачастую подобный подход приводит к далеко идущим последствиям. Нередки случаи повреждения покрытия канала ствола или зеркала затвора оставшимися после слесарных работ металлическими частицами, прикипевшее консервационное масло затрудняло чистку. 

Не ленитесь. Если не можете или не хотите производить чистку и расконсервацию самостоятельно – всегда можно перепоручить эти операции оружейным мастерским.