Рубрика "К вопросу о..."

        Вещает мастерская. Рубрика «К вопросам о…». Ваши вопросы на наши ответы.

Практически весь личный состав магазина и мастерской – сами владельцы огнестрельного оружия тех или иных систем, с различным опытом его применения. Потому нет ничего удивительного, что у нас консультируются не только по совместимости выбранных комплектов модернизаций, но и по их применению. 

Один из последних поступивших вопросов – «Почему так дует?!». И дело не в сезонных сквозняках из-за настежь открытых окон. Вопрос касался дульных устройств. 

С относительно недавних пор в моду активно вошли изделия, внешним видом схожие с прибором бесшумной беспламенной стрельбы (ПББС) и конструктивно сходные по назначению. Ввиду отсутствия устоявшегося наименования такие устройства прочно и незыблемо заполучили подпольную кличку «банка» (из-за схожести с консервными банками первых моделей, сделанных, зачастую, из масляных фильтров от двигателей внутреннего сгорания). 

До тех пор ПББС являлся строго специальным прибором, и даже в войсках не выдавался каждому автоматчику-пехотинцу. Устройство призвано решать строго конкретные задачи и предъявляет высокие требования к пользователю. После распространения же начались повальные эксперименты всеми без исключения, начиная от новичков-любителей и заканчивая инженерами-энтузиастами. 

Любой новичок, впервые взявший в руки и установивший на своё оружие «банку», сразу же отмечает первейшее: существенно возросший вес и изменившийся баланс оружия. В особенности это заметно, когда стрелок физически слабо развит и стреляет с несформировавшейся стойкой из заведомо неустойчивых положений. Это приходит с опытом и физической подготовкой. 

Но есть момент, который не исправит никакой жим штанги, и никак не зависящий от оператора. 

«Д У Е Т ! ! !».

Почти все без исключения новички с неприятным для себя удивлением обнаруживают, что а) в момент стрельбы в глаза летит «обратка», и б) после стрельбы оружие загрязняется существенно сильнее, чем раньше. 

Разберём подробнее, почему так происходит. 

Любое огнестрельное оружие без исключения является двигателем внутреннего сгорания. Прямой аналог – ДВС автомобиля. Для упрощения возьмём самую примитивную конструкцию, состоящую из карбюраторного дрыгателя с минимумом доп.оснащения и навесного оборудования. 

В нашем случае рабочее тело состоит из стремительно расширяющихся в момент выстрела пороховых газов вместо топливно-воздушной смеси. Результат один: кинетическая энергия сего процесса приводит в действие систему. 

Но любой ДВС обладает одним чудовищным недостатком, который так и не смогли побороть инженеры всех поколений. Это КПД. 

Коэффициент полезного действия таких систем в лучшем случае колеблется около 47-50%. Самый технологически совершенный ДВС сумел достичь показателя в 53, но на этом всё и остановилось. Очень много энергии уходит не по прямому назначению на различную «побочку», включая тепловые потери. И далеко не последнюю роль в этом косяке играет качество топлива.

Пороховая смесь редко сгорает полностью. Даже самые чистые патроны всегда дают осаждение сажи, копоти, гари. Как бы тщательно порох не был изготовлен, сколь чистыми не были бы компоненты, всё равно остаётся твёрдый остаток: несгоревшие примеси. 

К слову, длина ствола прямо влияет на количество этого остатка. В длинном стволе порох сгорает дольше и, соответственно, полнее. На коротких стволах высокоэнергетические пороха кастуют знатный «фаербол», от которого любой маг-пироман подавится матом.

И если при стрельбе с открытого дульного среза или реактивным дульным тормозом всё более или менее привычно для простого стрелка, то с установкой так называемых дульных тормозов-компенсаторов закрытого типа всё намного веселее. Этот класс устройств создаёт на дульном срезе повышенное атмосферное сопротивление. Воздух – тоже преграда, имеющая свою плотность среды. И встречая это самое сопротивление на выходе из дульного среза, пороховые газы упираются в атмосферный объём, замкнутый в незначительном объёме. Создаётся некий аналог «пробки». 

Похожу картину мы можем наблюдать, когда снижаем пропускную способность выхлопного тракта ДВС. Но если в оружии скоротечность выстрела позволяет переносить это без существенных последствий, то в случае с цикличной высокоскоростной работой двигателя излишнее сопротивление в выхлопной трубе или глушителе способно сбить движок с такта вплоть до полной его остановки. 

Газ – лодырь. Он идёт по пути наименьшего сопротивления и занимает весь доступный ему объём, стремится туда, где противодействие минимально. В момент выстрела, после покидания пулей дульного среза, таковыми направлениями являются канал ствола с патронником и газоотводный механизм. На многих системах эти два «газопровода» объединены в один объём (например, платформа Калашникова, Стоунера). В этом случае немалая часть «обратки» будет лететь в ствольную коробку, а потом, из-за её негерметичности, в глаз стрелка. Всё рабочее тело, которое не успело вслед за пулей покинуть систему, летит к нам. Газ, недогоревший порох, ошмётки пороховинок. Именно это и «дует». У кого-то газосброс идёт сразу в атмосферу (Симонов, Драгонов, многие Браунинги). Тогда «обратка» меньше. 

Также стоит помнить, что из двух устройств, обладающих одинаковой конструкцией, «обратка» больше у того, у кого меньше выходное отверстие. 

Вот и ответ на вопрос «почему так дует?». Физика – тоже наука, и с ней приходится считаться. 

Почти всегда вслед за этим идёт второй вопрос: «А что с этим можно поделать?».

Первое – применение устройств газоразгруженного типа. Такая конструкция имеет не одно газосбросное отверстие, являющееся, одновременно, пульным выходом, а несколько. Давление, нагнетённое в замкнутом объёме, стравливается быстрее, и «обратка» заметно меньше. 

Второе – применять боеприпасы с максимально качественным порохом. Замечено, что при стрельбе патронами различных производств сажи и гари каждый раз разное количество даже при одинаковом настреле. 

Третье – устанавливать такого класса изделия на системы, где сам принцип «обратки» минимизирован или исключён. Не будет совсем его только на системах с ручным перезаряжанием, где канал ствола остаётся заперт в момент производства выстрела и сразу после него. Минимизировать его можно на системах, имеющих газосброс в атмосферу. Но на оружии, где прорыв пороховых газов так или иначе попадает в ствольную коробку, мы будем наблюдать задымление регулярно. 

Четвёртое – есть лайфхак, как уменьшить передоз на таком оружии. К примеру, на платформе AК и AR возможно заменить газовый блок на регулируемый, позволяющий уменьшить рабочий объём газовой камеры и пропускную способность газового отверстия. На некоторых моделях это разные функции, на некоторых совмещены в одну регулировку. На платформе АК также возможно заменить шток газового поршня на регулируемый: принцип тот же, что и у регулируемого газблока, но возможностей предоставляет больше. Об этом – в одной из следующих статей. 

Пятое – настоятельно рекомендуется при работе с ПББС и ДТКЗТ применять средства защиты органов зрения, оснащённые обтюраторами: уплотнителями, прилегающими к лицу стрелка и практически полностью исключающее попадание раздражителей на слизистую оболочку глаза. 

На прикреплённых фотографиях видны предметы обсуждения. 

ДТК "БРТ" в разрезе, наглядно демонстрирующий рабочий объём и причины сопротивления выходящим пороховым газам.

Баллистические очки WX, как один из примеров защиты органов зрения от избыточного задымления около глаз. Не герметичны, но на практике этого и не требуется. Представленного решения достаточно, чтобы исполнять оркестровую партитуру в темпе accelerando, не отвлекаясь на внешний раздражитель.

Регулируемый газовый блок L.A.C., как пример внесения изменений в газоотводный тракт. Позволяет уменьшить пропускную способность газового отверстия и рабочий объём газовой камеры.

Регулируемый шток газового поршня L.A.C., имеющий аналогичное назначение. Последние два изделия эффективны сами по себе по отдельности, но на практике изумительно работают в двойке и открывают дополнительные возможности, довершая друг друга.

Теги: владение,стаж,гражданское огнестрельное оружие,полезные нюансы