Медицина, часть 3. Наблюдения.

  • Медицина, часть 3. Наблюдения.

Типичные ошибки «доброхотов», приводившие, зачастую, к нежелательным последствиям, подробно разобраны в специализированной литературе и, как правило, доводятся на медподготовке до сведения обучаемых, в части касающейся. Теперь взглянем на проблему оказания помощи под иным углом. Эта точка зрения называется «Не мешайте мне работать!».

Было крайне приятно, когда рядом оказывался кто-то подготовленный. Вдвоём, втроём те же операции над пострадавшим занимали куда меньше времени. Как правило, к прибытию Медицины Катастроф было сделано всё от нас зависящее. Но порой хотелось сказать: «Братан, потерпи немного. Дай минуту, я угомоню это «радио» и вернусь…». Но нельзя. Не было времени.

Крайне мешает работать, когда под руку бубнят советами, дельными или не очень (к сожалению, гораздо чаще последнее). Иногда откуда-то из-за спины доносится диванная критика, что так делать не надо, а надо по-другому. Порой такой «доброхот» просто указывает на смежный путь решения задачи, не противоречащий уже выбранному, но и переключаться между ними – означает тратить время.

Раздражает (иногда до желания причинить тяжкие телесные повреждения), когда кто-то лезет в операционное поле со съёмкой. Тем самым он не только перекрывает поле обзора, но и мешает манипулировать. Чаще всего такое случается, когда проще, быстрее и безболезненней обогнуть лежащего на земле пострадавшего, чем переворачивать его. Начинается чуть ли не ближний бой.

На комментарии происходящего уже не обращаешь внимания: это такой же звуковой раздражитель, как звук двигателей автомобилей или пение птиц. Но иногда раздражает не столько доносящийся из-за спин гвалт голосов, сколько сборище зрителей. Если интересно посмотреть, как оказывается первая доврачебная помощь – загуглите. Зрелище то же, только вы не мешаете тому, кто её оказывает.

Отдельные слова благодарности хочется сказать тем, кто, оказавшись рядом в нештатной ситуации, если не помогает, то, хотя бы, не мешает. И воспеваний во струнах органа заслуживают те, кто, случайно оказавшись поблизости, помогали переломить ход борьбы за жизнь раненого. Это и возвращающиеся с дежурств врачи, и находящиеся в отпуске медики по «гражданке». Их вообще не должно было быть тут, сейчас. Но это потом. А сейчас ты просто разворачиваешь перед ними свою аптечку и голосом доводишь, что успел понять из ситуации и что успел с пострадавшим сделать. А с остальным разберёмся позже.

Спасибо тем, кто тёмное время суток задерживается на месте происшествия, и молча, не отвлекая, стоит с включённым на телефоне фонариком. Этот свет скуден, и мало на что годится. Но когда несколько человек, друг другу даже незнакомые, молча встают рядом и светят на операционное поле, хочется поблагодарить каждого из них в отдельности. Но это будет позже.

Иногда беда приходит оттуда, откуда совсем не ждёшь. Порой сам пострадавший начинает отбиваться, не всегда понимая, к чему приводит его упрямство. Одно дело, когда упал, поднялся и пошёл: может, действительно, даже синяка не останется. Но бывало и так, что в силу каких-то непостижимых, только ему одному ведомых причин оказывалось упорное сопротивление, с которым бороться не представляется возможным. Тогда для самого же пострадавшего лучше, если он оказался бы без сознания. Медицинская помощь не оказывается насильно (по крайней мере, в околотравматических случаях). Не хочешь – ступай себе с миром. Особенно, если можешь.

Но самый поганый случай, когда пострадавший (гораздо чаще – пострадавшая) цепляется за что-то абсолютно бесполезное, и мешает работать, когда счёт идёт на минуты. Ещё можно вразумить, образумить если речь идёт об уже сломанном маникюре или потрёпанной причёске. Но когда ради скорости и экономии времени принимаешь решение пожертвовать каким-то элементом одежды (в особенности, если он мешает останавливать обильное кровотечение), и начинаешь резать и без того безнадёжно испорченную тряпку, порой встречаешь настолько яростный отпор, будто позарился на святое. В такие моменты хочешь забыть первейший принцип оказания помощи («Не навреди») и выключить чрезмерно буйного пострадавшего до поры, до времени.

Запомните. Если за вас взялся подготовленный человек, и взглядом со стороны определил, что для той или иной операции необходимо удалить то или иное препятствие (к примеру, разрезать облегающую штанину брюк для доступа к обширной ране на ноге), цепляться за тряпки – самое последнее дело. Тряпки можно будет купить ещё. Здоровье не купишь.

То же самое касается ситуаций, когда пострадавшая включает стесняшку по половому признаку. Извини, дорогая, но вокруг нет женщин-врачей. Только я. И к сожалению ли, или счастью, но я мужчина. Смирись.

Медики – существа бесполые. Военные медики – бездушные. А санитарные инструкторы – вообще чудовища. Им всё равно, кто ты по полу, возрасту или национальности. Им главное – отбить тебя у Костлявой, если до этого дойдёт. И, поверь, они задействуют для этого весь доступный на данный момент арсенал, чтобы тебя вытащить. И когда им не мешают, шансы существенно возрастают.

«Работа» случайного прохожего над пострадавшим редко занимает много времени. Как правило, необходимо «продержаться» до прибытия медиков, у которых арсенал инструментов и возможностей гораздо шире. Но даже с этим, казалось бы, простым делом бывает справиться намного труднее, когда мешают.

Первое правило оказавшегося в нештатной ситуации гласит: «Если не собираешься помогать – не мешай, а если собрался действовать – не раздумывай, а действуй».

Теги: владение, стаж, гражданское огнестрельное оружие, полезные нюансы